Игровая зависимость – болезнь современных людей

Игровая зависимость – болезнь современных людей

В современной классификации лудомания внесена в раздел «Расстройства привычек и влечений (F63)» – Патологическое влечение к азартным играм (F 63.0).

Впервые за все годы игровая зависимость от компьютеров признана настоящей болезнью. Новая международная классификация болезней (МКБ-11), над которой десять лет работали врачи с мировым именем, теперь рассматривает компьютерную игровую зависимость как расстройство, мешающее человеку нормально функционировать в условиях социума и семьи на протяжении 12 месяцев и больше.

Этот факт является важным и показательным, так как с каждым годом увеличивается число людей, которые не могут вырваться из плена виртуальной реальности, лучшей, красочней и более простой, чем настоящая жизнь.

Необходимо заметить, что в научном мире до настоящего времени существуют противоречивые мнения о том, является ли игровая зависимость   аддикцией (зависимостью) или в какой то мере одной из форм  обссесивно-компульсивного расстройства (Blanco et al., 2001).

Компьютерная игровая зависимость

Следует сказать, что существует тонкая грань между нормой и патологией, что касается психических расстройств, именуемых как «формы аддиктивного поведения». Сюда относят зависимость от телефонных разговоров (или SMS, мессенджера), спортивный фанатизм, зависимость от поп-культуры или шоу-бизнеса и др. Именно к таким формам причисляется компьютерная игровая зависимость, которую порой трудно различить от интернет-аддикции, ведь современные игры часто имеют онлайн-режим, где целое сообщество геймеров общается между собой, торгует, заводит новых друзей, порой даже влюбляется. Это целый мир, который затягивает, не давая некоторым людям из него выйти. Порой лишь физиологические потребности организма являются побуждением покинуть игру.

Лудомания

Упоминая об игровой зависимости, важно вспомнить и лудоманию – зависимость от азартных игр и ставок. Она связана с гемблингом (англ. gambling – игра на деньги) и зачастую имеет элемент риска и азарта. Так, с развитием интернета стало очень просто заменить посещение обычного казино на онлайн-приложение, в которое можно играть в любое время.

Лудомания имеет схожие черты с компьютерной игровой зависимостью. Людям, подверженным этому расстройству, свойственно наличие чувства неудовлетворенности, тяги к риску, желание быстрого заработка. Это подкрепляется начальными бонусами, которые игроки получают при регистрации на различных сервисах для азартных игр.

Страдающие лудоманией могут часами напролет проводить в казино или других заведениях, растрачивая последние деньги, ставя огромные ставки и лишаясь всего, что создает дополнительный негатив. Для возмещения убытков люди идут на преступления, кражи, взятие кредитов и прочие поступки, которые потом очень сложно исправить.

История вопроса игровой зависимости

 В 80-х годах многие страны для того, чтобы отличить вредность игры в азартные игры от безопасного увлечения, придали лудомании статус болезни.

В средине 90-х годов М. Гриффитс выделил активную и пассивную формы так называемой технологической зависимости. Первая была связана с компьютером и интернетом, а вторая – со средствами масс-медиа (телевизор, радио).

Значительная часть населения уже столкнулась с проблемой игровой и интернет-аддикции. Это подтверждается фактом неуклонного роста по всему миру частных клиник, специализирующихся на лечении техногенной зависимости.

В.Д. Менделевичем была предложена концепция «общий базовых характеристик зависимой личности», то есть индивидуума, обладающего низким порогом чувствительности к пристрастиям разного рода (азартные игры, спорт, алкоголь, наркотики, компьютерные игры, общение в интернете, привязанность к партнеру). Такой человек имеет высокий риск получить зависимость к таким формам удовлетворения, как пищевая, половая и т.д., без которых он ощущает глубокое чувство фрустрации, на фоне чего тяга к объекту принимает форму обсессивно- компульсивного синдрома. Таким образом, для развития зависимости от компьютерных игр и лудомании должна быть почва – аддиктивная личность.

Игровая зависимость – болезнь современных людей

Также выявлена коморбидность (сочетание) вышеперечисленных расстройств с классическими психическими заболеваниями – шизофренией, биполярным аффективным расстройством. Пристрастие к геймингу усугубляет изоляцию пациентов с данной проблемой и является дополнительным дестабилизирующим фактором.

Клинические проявления компьютерной игровой зависимости и лудомании

Как и любое другое психическое расстройство, зависимость от компьютерных игр и лудомания считаются болезнью, так как имеют схожее течение у разных людей, общую этиологическую основу, ключевые синдромы и признаки. Проявляется схожим образом с синдромом зависимости у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Синдром зависимости включает в себя:

  • Потерю количественного контроля. Человек не может ограничить время пребывания за игрой.
  • Рост толерантности. Для получения удовольствия необходимо большее количество игрового времени.
  • Навязчивое желание поиграть. Больного мучают навязчивые мысли и образы, вспоминания о виртуальной реальности. Эти мысли переходят в компульсивные действия, когда человек садится за компьютер, несмотря на наличие неосуществленных дел или необходимость идти на работу.
  • Чувство предвкушения перед игрой и присоединение раздражительности, тревоги, усталости, сонливости и даже депрессии при невозможности вернутся.

При игровой зависимости наблюдается также:

Синдром измененного сознания

Можно полагать, что сознание человека, погруженного в компьютерную игру, напоминает гипнотическое. Про это говорит ряд факторов:

  • Умение «входить» в игру. Для этого необходимо фиксировать свой взор на мониторе.
  • Игрок находится в постоянном стационарном состоянии. При этом он не двигается, а усталости в спине, мышцах и глазах не ощущается (или же ощущается, но после очень длительного нахождения перед экраном – дни, сутки).
  • Снижение порога болевой чувствительности, потребности в еде и сне.
  • Отрешенность о данных обещаний, планов и забот.
  • Самоидентификация с героем игры. Особенно это касается ролевых игр, где нужно развивать своего персонажа, общаться с другими людьми, что приближенно к реальности.
  • Уменьшение восприятия информации, поступающей с внешнего мира.
  • Эмоциональные реакции – радость при победе и тоска при поражении.
  • Изменение восприятия внешнего мира после выхода из виртуальной реальности. Реальность воспринимается с сомнением, присутствует ощущение того, что игра является настоящей. При этом человек становится вялым и апатичным.

Депрессивный синдром

Упадок сил, понижение настроение, чувство несостоятельности и отсутствия побуждений в период, не связанный с игрой.

Астенический синдром

Нарушение внимания, гипобулия и абулия (снижение или отсутствие воли), замедление мышления, снижение способности воспринимать новую информацию.

Что побуждает человека играть?

Существуют различные мотивы, побуждающие человека к геймингу.

  • Субмиссивные – подчинение давлению других. Это происходит чаще всего с детьми и подростками, которые играют «за компанию» в игровых клубах или интернет-сообществах. В современных условиях границы этого явления немного стерлись, так как играют все, и быть не таким считается отклонением.
  • Гедонистические. Человек играет, чтобы получить порцию удовлетворения от победы, что ярко выражается в характере онлайн-игроков, которые превосходят других, просиживая дни напролет в игре, чем крайне гордятся.
  • Атарактические. Зависимый ищет в игре способ утолить тоску, печаль, тревогу.
  • Псевдокультуральные. Сюда можно отнести гейминг-культуру, которая активно распространяется в интернете и масс-медиа. Игровая индустрия выходит на новый уровень, и проводить большое количество времени в игре становится более приемлемым в обществе.

Игровая зависимость – болезнь современных людей

Таким образом, зависимость от компьютерных игр и лудомания становятся всё более актуальной проблемой современности, которая плавно выходит на один уровень с такими видами зависимости, как алкоголизм и наркомания. Контролируйте время, проведенное перед монитором и за игровым столом или автоматом, чтобы обычный отдых не превратился в серьезную проблему – игровую зависимость, когда нужно будет уже обращаться за помощью к психологу, психотерапевту и психиатру!

Светлана Нетрусова
Кандидат медицинских наук, доцент, врач психиатр высшей категории, психотерапевт.


Ваш комментарий

Напишите сообщение

Ваш email не будет опубликован